Характерные и самые распространённые нарушения поведения:
1) Игнорирование требований взрослых;
2) Имитация отрицательных лидеров;
3) Показная демонстративность;
4) Самоутверждение с позиции «культа силы».
Данные негативные проявления у олигофренов отличаются устойчивостью и прослеживаются, и после окончания юношеского возраста.
У детей с умственной отсталостью, как и у интеллектуально неполноценных, можно выделить патологические и непатологические формы девиантного поведения. В условиях психотравмирующей ситуации, неправильного воспитания и неадекватного обучения непатологические варианты нарушений поведения у детей с интеллектуальным недоразвитием возникают особенно легко. Кроме того, детям, страдающим олигофренией, вследствие присущей им чрезмерной внушаемости свойственна повышенная имитация форм поведения окружающих, что усиливает нарушения поведения. Эти отклонения также не могут быть расценены как патологические.
Девиантное поведение чаще всего отмечается при осложнённых формах олигофрении, когда наблюдаются не только недоразвитие мозговых структур, но и сосудистые и ликвородинамические нарушения. Расстройства поведения у таких больных обнаруживаются рано, и проявляется в повышенной аффективной возбудимости, импульсивности, суетливости, неумении подчиняться требованиям дисциплины, нецеленаправленном двигательном беспокойстве. Такое поведение возникает обычно по незначительному поводу или без причины. Как правило, не сопровождается сколько-нибудь заметными психогенными переживаниями.
Однако все большие трудности для адаптации этих детей представляет формирующаяся патология влечений – повышенная сексуальность, влечение к употреблению алкоголя, бродяжничество. Если усиление сексуальных влечений, влечение к употреблению алкоголя развиваются, как правило, в подростковом возрасте, то синдром уходов и бродяжничества у умственно отсталых детей возникает относительно рано уже в 9 – 10 лет. Основную роль в проявлении бродяжничества у детей с интеллектуальными нарушениями играет не реактивный момент, а отсутствие возможности подавления влечений.
Умственно отсталые с синдромом уходов и бродяжничества лучше всего адаптируются при длительном пребывании в учреждениях закрытого типа: в силу большой внушаемости и пассивности, недостатка инициативности они не уходят из детских учреждений с хорошо поставленным надзором.
Выраженные эмоционально-волевые нарушения резко снижают возможность дебильных лиц руководить своим поведением, что свидетельствует о значительной глубине психического дефекта.
При лёгкой и умеренной степени дебильности с гиподинамическим характером эмоционально-волевых расстройств наблюдается некоторая «психическая вялость, низкая самостоятельная активность психической деятельности и повышенная подчиняемость внешним воздействиям. Больные легко поддаются влиянию заинтересованных лиц. Повышенная внушаемость сама по себе не определяет недееспособность больных, но оказывает большое влияние на основные клинические признаки олигофрении.
Таким образом, при изучении особенностей лиц, страдающих олигофренией, необходимо анализировать степень выраженности не только интеллектуального дефекта, но и глубину клинических особенностей эмоционально-волевой сферы, аффективные и поведенческие нарушения, а также компенсаторные возможности личности, необходимые для социальной адаптации даже на сниженном уровне.