Существует много признаков умственного развития детей, для каждого возраста имеются таблицы соответствия, в которых подробно описывается, что должен уметь делать и знать ребенок.
Симптомы легкой умственной отсталости могут появиться еще в младенчестве, но не все родители способны их распознать, т.к. они могут быть мало заметны. Когда же ребенок пошел в школу, симптомы легкой умственной отсталости (дебильности) становятся более ярко выраженными и становятся заметны.
Вот некоторые из наиболее распространенных симптомов олигофрении в степени дебильность:
- Младенец намного позже своих сверстников начинает переворачиваться, сидеть, ходить.
- Начинает поздно говорить или возникают проблемы с речью.
- Медленно осваивает такие вещи, как приучение к горшку, медленно учится сам одеваться и самостоятельно кушать.
- Возникают трудности с запоминанием вещей.
- Не может предугадать последствия тех или иных действий и поступков.
- Проблемы с поведением, например, в младенчестве и раннем детстве сильные, неожиданные истерики.
- Трудности с решением поставленных задач и логическим мышлением.
Олигофрения в степени дебильность может быть заподозрена по разным причинам. Например, если ребенок имеет физические отклонения, которые предполагают генетические или метаболические расстройства, проводится диагностирование, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз. К диагностике относится: анализы крови, мочи, тесты отображения структурных проблем мозга, электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
Врач будет проводить тестирования у детей с задержками развития, чтобы исключить другие проблемы, в том числе проблемы слуха и неврологические расстройства. Если нет других причин задержки развития, то ребенок будет направлен для официального тестирования к психиатру.
В диагностики умственного развития играют роль три фактора: разговор с родителями, наблюдение за ребенком, тестирование уровня интеллекта и адаптивного поведения. Ребенок считается умственно отсталым, если у него дефицит IQ (уровня интеллекта) и адаптивного поведения. Если же дефицит чего-то одного, то нельзя считать ребенка умственно отсталым.